Как политические биографии заканчивались авиакатастрофами

3030 просмотров
0
Ярослав Разумов
Суббота, 02 Сен 2023, 17:00

Что случилось на самом деле с самолетом, в котором, якобы, летел Пригожин и кого похоронили в могиле с его именем, мы вряд ли узнаем в ближайшие годы

Читайте также
Услышат ли чиновники Луну

Может быть ресторатор, глава наемников и интернет-троллей правда упокоился, может быть продолжает свою необычную жизнь где-нибудь, например, в Африке, с измененной внешностью (цветом кожи?) и конечно, под другим именем…

Ответить на вопросы можно, сделав ДНК погребенных останков, но нужно ли это кому?

Интересно взглянуть на эту катастрофу по-другому, не в данном частном случае, а как на продолжение давней истории под названием "самолеты и политики".

Самолеты не сразу, но довольно быстро после своего появления стали фактором влияния на политику. Речь сейчас не о воздушных флотах, а об отдельных технических единицах, которые повлияли на политические процессы, разбившись или взорвавшись в тот момент, когда на них летели важные люди.

Возможно, открыть список политиков, погибших в авиакатастрофах, могла Россия: некогда популярный писатель Валентин ПИКУЛЬ писал, что известный военный летчик Лев МАЦИЕВИЧ, будучи эсером, мог устроить крушение самолета, когда катал премьер-министра Петра СТОЛЫПИНА. Впрочем, "строгость" следования фактам у Пикуля известна, он вполне мог сделать этот сюжет "ради красного словца". Однако и помимо пикулевской книги эта версия нет-нет появляется в около-научном историческом пространстве. Тем не менее, и Столыпин, и Мациевич погибли при совсем других обстоятельствах. Писатель Лев УСПЕНСКИЙ, свидетель реального крушения самолета Мациевича, где он летел один, писал, что сразу поползли слухи о ее политической подоплеке. То есть, уже в 1910-м, совсем вскоре после рождения авиации, общественное мнение было готово видеть в авариях – конспирологию. 

Первые случаи гибели политически важных фигур в авиакатастрофах произошли в 1936 году. Интересно, что в один год в Швеции погиб ее бывший премьер Арвид ЛИНДМАН, боровшийся с созданием в Швеции фашистского движения, а в Португалии, тогда же, правый испанский генерал Хосе САНХУРХО, возвращавшийся на родину из эмиграции, чтобы возглавить восстание против левого правительства Испании и его союзников. Что бы ни было в основе будущих авиакатастроф – ошибки пилотов, диверсии или технические неисправности – в них гибли и правые, и левые.

Читайте также
Как снизить парниковые выбросы в Казахстане

Авиакатастрофы на историю Испании оказали очень серьезное влияние, по крайней мере, на фоне европейских стран. Вскоре после Санхурхо также погиб другой генерал, Эмилио МОЛА. Фактический организатор военного выступления, его продюссер, или, в испанской историографии, "директор". При чем, среди генералов-мятежников, он открыто оппонировал ФРАНКО, который, из-за гибели Санхурхо и Молы, оказался, в итоге, лидером Испании на несколько десятилетий.

Франко - фигура в истории Испании кране противоречивая, но однозначно – не поддался на давление ГИТЛЕРА на счет вступления страны на стороне Рейха во Вторую мировую, и преследуя коммунистов и анархистов, сильно ограничил и ультраправых фалангистов… Кто знает – если бы не те две авиакатастрофы, не возник бы еще один, испанский, фронт Второй мировой? Фактов, подтверждающих организованный характер авиакатастроф в случаях с Линдманом, Санхурхо и Мола за многие десятилетия, не выявлено.

В разгар Второй мировой, в июле 1943 года, рухнул в море самолет, на котором летел Владислав СИКОРСКИЙ, премьер-министр правительства Польши в изгнании. Самый авторитетный политик польской эмиграции, после обнародования информации о Катынском расстреле, потребовал от английского правительства разрыва сотрудничества со Сталиным.

Все это не могло не породить мнений, что катастрофа была организована. Есть версии советского, британского и даже польского "авторства" диверсии. Например, в советской пропагандисткой телеэпопее "Солдаты свободы" есть намек, что Сикорский погиб потому, что, якобы, был готов пойти на союз с польскими коммунистами, после того, как Сталин распустил Коминтерн…

Крайне сомнительная версия, даже если бы была подана лучше, а не так, как подана. От знакомых польских коллег слышал, что не погибни Сикорский, советизация Польши была бы невозможна или, по крайней мере, шла бы намного сложнее. Но объективных подтверждений диверсии, и того, кто бы ее ни организовал, нет.

Читайте также
Казахстанская нефтедобыча: чем "заваривать чайник"

Нечто близкое приходилось слышать по поводу судьбы Субхаса Чандра БОСА, лидера антианглийского и союзного японцам движения "Свободная Индия" во Вторую мировую. В 1945 он пытался улететь в Японию и исчез. Скорее всего, самолет рухнул в океан.

Говорят, переберись он в Японию, а потом, вовремя, перед ее поражением, улети на Тайвань и создай там индийское эмигрантское правительство… Так много "если". Тем более, что после войны и без него Индия получила независимость.

Но, ни погибни его самолет, скорее всего, политическая борьба в Индии была бы острее. Британский историк Майкл ЭДВАРДС писал в книге "Последние годы Британской Индии", что индийское правительство, преследуя тех, кто воевал на стороне японцев и немцев, столкнулось с тем, что это находило недопонимание в индийской армии. Ведь Субхас БОС боролся за независимость Индии, а индусы, воевавшие в составе британской армии, фактически, против нее. "Призрак Субхаса Боса, как и отец Гамлета, ходил по зубчатым стенам Красного форта (где судили солдат INA – Индийской Национальной армии – Я.Р.), и его внезапно увеличившаяся фигура внушала трепет участникам конференции, которая должна была привести к независимости", - пишет историк. Так что о падении самолета Боса в Тихий океан вряд ли кто-то в первых составах индийского правительства сожалел.

В 1971 году над Монголией разбился самолет китайского маршала Линь БЯО, который был самым близким человеком к Мао, а потом попытался якобы бежать в СССР. Опять же, доказательств диверсии нет, но, учитывая тогдашний политический контекст, вполне можно предположить, что она была. Мао-то был еще жив, но стар, открытая борьба за власть вот-вот могла начаться. Судить внутри страны такого человека – рискованно при подобных обстоятельствах, а допустить побег к главному идеологическому конкуренту невозможно. А "подсказать" улететь – оптимальный выход.

В Гаване, на центральной площади, можно увидеть два огромных портрета. Один предсказуемо известен во всем мире, это Че ГЕВАРА, а изображение второго даже на Кубе знали не все и не всегда. Камило СЬЕНФУЭГОС, один из лидеров кубинской революции, погиб во время внутреннего перелета над Кубой.

Кубинские власти обвиняли США и эмигрантов, те заявляли, что это сам КАСТРО избавился от потенциального конкурента. Обломки самолета найдены не были, а имя Сьенфуэгоса на десятилетия стало не то, что бы забытым, но как бы, оттертым за задний план. "Долго, долго мы ждали, когда его портрет появится на главной площади!" - говорил мне знакомый кубинец.

Читайте также
Как экология влияет на человеческую историю

Интересно, что конспирологические объяснения касались гибели не только политиков и глав государств. Практически любому, сколько-нибудь известному человеку, разбившемуся или пропавшему без вести в результате полета, "приписывали" какую-нибудь историю. Самый "писк", это что ГАГАРИНА "забрали инопланетяне". Или что Артем БОРОВИК знал "что-то такое", что живым его оставить не могли, а ликвидировать решили, вспомнив повесть его отца "На гранатовых островах", где группу честных журналистов хотят взорвать в самолете.

Исчезновение в 1944 году самолета, на котором летел знаменитый американский музыкант Гленн МИЛЛЕР "обвешали" огромной кучей "объяснений". Пока в конце 1990-х не рассекретили документы, согласно которым в его самолет, летевший над Ла-Маншем, скорее всего, попала бомба, сброшенная британским самолетом, возвращавшимся домой и не отбомбившимся над Германией. Садиться на аэродроме с боезапасом было запрещено и летчик открыл люк. А внизу летел самолет с Миллером… Если это правда так, то это одна из самых грустных и удивительных случайностей в мировой истории.

Самый высокопоставленный политик из погибших в авиакатастрофе - глава ООН Даг ХАММАРШЁЛЬД. В 1961 году, во время гражданской войны в Конго, в которой беспрецедентно активно участвовали миротворческие формирования ООН, он полетел на встречу с лидером сепаратистов, ЧОМБЕ, о котором тогда, как о противнике советского союзника Патриса ЛУМУМБЫ, в СССР любили слагать стишки ("этого бы Чомбе …. кирпичом бы!"). Самолет с генсеком ООН разбился. Все участники конфликта обвиняли друга друга в диверсии, сама Организация обращалась к этому вопросу аж до 2017 года. Причина катастрофы до сих пор неизвестна.

Когда в 1981 году погиб пакистанский президент генерал Зия-уль-ХАК, в СССР распространилась версия, что это "КГБ отомстил" за подавление восстания советских военнопленных в лагере Бадабер. Вроде бы, это одна из катастроф, где теракт как причина доказан. Но кто мог это сделать, неизвестно, у пакистанского лидера и без КГБ хватало врагов, готовых его убить.

Читайте также
От Каспия до Тянь-Шаня по новым рельсам

Самые кровавые последствия имела гибель президента Руанды Жювеналя ХАБЬЯРИМАНЫ и президента Бурунди Сиприена НТАРЬЯМИРЫ. Вот в этом случае сомнений в характере катастрофы нет: самолет обстреляли из ПЗРК. Другой вопрос – кто именно – остается открытым.

Это сорвало процесс по умиротворению гражданской войны, с огромным трудом, но все же шедший в стране, и запустило то, что известно в истории как геноцид в Руанде, число только прямых жертв которого оценивается примерно в миллион человек.

На сегодня история знает одного Генсека ООН, пятнадцать лидеров государств и правительств и несколько десятков общественных и военных деятелей, чья гибель имела информационный резонанс, сопоставимый с недавней авиакатастрофой под Тверью. Лишь в очень редких случаях такие события не вызывают потом долгих споров об их природе.

И почти никогда не удается поставить в таких спорах убедительную точку.

Фото: 7days.ru.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




критик
Занимательная физика: мужчины считают, что 24 года это слишком много, а женщинам кажется, что это ничтожно мало.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Так кто же предатель? Комментарий к фильму Марии Певчих
Как случилось, что Владимир Путин пришёл к власти
Россия всё глубже погружается в омут полной зависимости от Китая
Вместо провозглашаемой многополярности, внешний мир для России становится тотально однополярным
Искусство, где халтура не прокатит: штрихи творчества Гульшат Джураевой
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Как акробаты разорят страну
В то время, когда футболисты героически, но не очень успешно пытаются ужаться до 1,2 млрд тенге, акробаты хотят разорить бюджет
ТОО "ПКС" решил обжаловать решение суда по иску управления строительства Алматы
И готовится купить у Qazaq Stroy до конца 2024 года квартир 3,45 млрд тенге
В ВКО бухгалтеры обворовали банк и госучреждение на общую сумму 43 миллиона тенге
Одна из счетоводов отправилась в колонию, вторая отделалась ограничением свободы
Сколько актюбинцы переплачивают россиянам за электроэнергию
Область может иметь дешёвую электроэнергию, но почему-то для региона покупают дорогое электричество из России
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.